Всё в жизни имеет своё начало. Было оно и у нашей школы. В статье «Параскево – Вознесенская женская община» за одна 1881 год написано: «С 1868 года в обители живут ещё семь малолетних девиц, которых учат грамоте, а также убирать образа, шить золотом и прочее. Сверх того, в обители воспитываются 5 сирот девочек из духовного звания»
На основании этого можно заключить, что Пайгармская начальная школа при монастыре существовала с 1868 года. В ней обучались дети – сироты.
В 1886 году монастырская школа вышла за пределы монастыря. На этой поляне находилась в 19 веке школа деревни Пайгарма.
В этом здании, построенном в 1910 году, располагалась трёхклассная церковно-приходская школа. Сейчас там – почтовое отделение.
В 20-е годы 20 века после окончания начальной школы дети продолжали своё обучение в школе села Мордовская Пишля.
В 1966 году было начато строительство нового здания средней школы на территории посёлка совхоза №3 ДорУрса. Строителями были рабочие и солдаты войсковой части. Новую школу ждали и взрослые, и дети. В 1967 году стройка была завершена. Школа получила название школа посёлка №3 ДорУрс. В конце 80-х годов её переименовали в Пайгармскую среднюю общеобразовательную школу.
Первым директором новой школы стал Забалуев Василий Иванович. 25 мая 1970 года состоялся первый выпуск.
В разное время директорами Пайгармской школы были Гунин Павел Гаврилович, Котов Виктор Михайлович, Иняткина Нина Васильевна, Карташова Антонина Ивановна, Панюшкина Надежда Яковлевна, Бикбаева Галина Николаевна.
С 2013 года школу возглавляет Корезин Сергей Владимирович. Его помощники: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бикбаева Галина Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе Матюшкина Людмила Вячеславовна. В школе работает сплочённый, высококвалифицированный коллектив педагогов.
В МБОУ «Пайгармская средняя общеобразовательная школа» функционируют 4 методических объединения: учителя начальных классов, учителя естественно-математического цикла, учителей общегуманитарного цикла, методическое объединение классных руководителей. Воспитательная проблема этого методического объединения – возрождение духовности через воспитание патриотизма и гражданственности.
Основные направления работы историко-патриотическое, литературно-краеведческое, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, трудовое, гражданско-патриотичекое.